Почему некоторые бизнес-аналитики не любят нашу программу

По мере роста популярности нашего программного продукта я всё чаще начал сталкиваться с жесткой критикой заложенных подходов к моделированию бизнес-процессов, используемых в нашей программе. Причём критика эта поступает не со стороны пользователей, которые приобрели программный продукт (результаты опроса клиентов можно посмотреть по этой ссылке), а со стороны консультантов и бизнес-аналитиков, которые занимаются внедрением конкурирующих решений.

В этой заметке я хочу ответить на самые распространённые претензии к программе, а также попытаться понять точку зрения наших коллег и конкурентов.

Я должен пояснить, что в первую очередь целевая аудитория нашего программного продукта – это руководство и топ-менеджеры предприятий, а не бизнес-аналитики. Мы старались сделать продукт настолько понятным и простым, чтобы при желании с ним можно было разобраться и внедрить самостоятельно.

Наши конкуренты пошли несколько другим путём, их программы ориентированы скорее на бизнес-аналитиков и руководителей организационного развития, поэтому в их продуктах используются специфические термины и определения, а также достаточно сложные подходы к построению бизнес-моделей. Их модель продаж и продвижения продукта примерно такие: они организовывают семинары, различные специализированные мероприятия, встречаются напрямую с руководителями и убеждают их в полезности своего софта. Затем разрабатывается индивидуальный план внедрения, обучаются специалисты, формируются соглашения о моделировании и т.п. То есть продукт в 90% случаев внедряется при участии либо разработчиков, либо сторонних консультантов.

Как вы, наверное, уже заметили, мы не участвуем в подобных мероприятиях. Наш программный продукт продаёт сам себя. Чтобы не быть голословным я прикреплю скриншот продаж нашей программы в интернет-магазине AllSoft.

Все эти люди самостоятельно нашли наш сайт, скачали демо-версию, ознакомились с доступными материалами и приобрели лицензию. Мы не встречались с их руководством, не убеждали и не уговаривали их выбрать наш продукт, ведь это не имеет смысла при такой низкой стоимости лицензии, так как одна наша поездка в другой город обойдётся дороже, чем потенциальная прибыль от покупки пары лицензий.

Наша программа стабильно попадает в ТОП-10 самых продаваемых продуктов в категории «Управление бизнесом». Добавьте к этому продажи с другого интернет-магазина Softkey.ru, продажи через платёжный шлюз Интеркасса, прямые продажи корпоративных версий с оплатой на наш счёт, продажи наших партнёров и вы поймёте, что программу покупают как минимум несколько предприятий в день. У наших конкурентов таких продаж нет (я сравниваю не в деньгах, а в количестве лицензий).

Естественно с таким уровнем продаж мы просто не имеем возможности заниматься обучением каждого заказчика. Скажу честно, большую часть заказчиков нашего продукта я даже не знаю, наше общение сводится к пересылке ключа активации и оказанию технической поддержки. Естественно, мы также проводим корпоративное обучение и консалтинг по внедрению программы Fox Manager, но этими услугами пользуются, как правило, более крупные предприятия, а небольшие компании либо разбираются с программой сами, либо заказывают недорогое онлайн-обучение. По моим расчётам, консалтинговую поддержку мы оказываем 5-10% от общего числа покупателей, в то время, как у конкурирующих продуктов это цифра достигает 90%.

Теперь, когда вы поняли специфику и целевую аудиторию наших продуктов, я готов ответить на основные претензии консультантов и бизнес-аналитиков к нашей программе.

1. Почему в программе не поддерживается нотация BPMN 2.0

Несомненно, данная нотация сейчас одна из самых популярных и перспективных. На неё даже отдельный стандарт написали ISO/IEC 19510. Но при этом, она также и одна из самых сложных. С моей точки зрения лучшее применение этой нотации — это использование её в BPM системах (тех, у которых есть движок, позволяющий их «исполнять» в реальном времени) для автоматизации бизнес-процессов. А вот в системах бизнес-моделирования (BPA-системах) – возможности данной нотации избыточны.

Я обращаюсь к сторонникам этой нотации, давайте будем откровенны, сколько времени на обучение лично Вы потратили перед тем, как научились строить бизнес-процессы в BPMN? Смею предположить, что, как минимум, несколько недель, а то и месяцев, либо проходили специализированные платные курсы. А сколько нужно времени, чтобы освоить нотацию «блок-схема» в Fox Manager? Думаю, хватит пары часов. Я вам больше скажу, большинству пользователей достаточно этого 2-х минутного ролика, чтобы понять, как строить бизнес-процессы.

При этом результат достигается тот же самый – из обоих нотаций формируются одинаково детальные регламенты и отчёты.

В общем, анализируя количество продаж программы и сопоставляя их со спецификой нотации, не сложно прийти к заключению, что, если мы введём поддержку BPMN 2.0, то нам в пору открывать свои курсы по обучению пользователей премудростям построения диаграмм в этой нотации. Я всё-таки считаю, что для решения несложных задач лучше использовать простые и понятные инструменты, а переход к BPMN оправдан только для целей автоматизации и контроля исполнения в реальном времени.

2. Почему в программе нет поддержки IDEF0

Если нотация BPMN действительно пользуются популярностью во всём мире, то IDEF0 – это какой-то феномен на пространстве бывшего СНГ. Во-первых, эта нотация теряет популярность каждый год, а во-вторых судя по графику, ей продолжают пользоваться в основном только в России и Украине.

Тренды IDEF0

Я не буду критиковать эту нотацию, чтобы не провоцировать ещё больше споров в профессиональных сообществах, назову лишь основную причину, почему этой нотации нет в нашей программе – это сложность её использования. В данном случае речь не столько о сложностях рисования блоков и стрелочек в этой нотации, сколько в трудностях синхронизации моделей на верхнем и нижнем уровне. Вам нужно знать правила декомпозиции, следить за тем, чтобы связи на верхнем уровне соответствовали связям на нижем, пользоваться «туннелированием» стрелок и т.п. В общем, всё это напоминает мне многомерные шахматы Шелдона Купера из сериала «Теория большого взрыва».

Разумеется, грамотные бизнес-аналитики, умеют рисовать такие модели, но возникает вопрос, а так ли это необходимо?

Здесь можно провести следующую аналогию: фотографу-профессионалу крайне важно иметь возможность настроить экспозицию, фокусное расстояние, найти баланс белого, настроить выдержку, в то время, как обычному человеку хотелось бы просто достать фотоаппарат и получить хороший снимок в режиме «Auto». Так как мы ориентируем нашу программу не только на бизнес-аналитиков, то в ней все рутинные функции максимально автоматизированы.

С моей точки зрения гораздо проще воспользоваться нашим механизмом автоматического формирования схем взаимодействий, который даёт хоть и не такую красивую картинку, зато занимает всего пару секунд и избавляет пользователей от необходимости многоуровневого моделирования и синхронизации модели.

3. У вас в программу встроен анализ модели, вы пытаетесь заменить консультантов своими несовершенными алгоритмами

Вы неправильно понимаете суть применяемого в программе анализа. Он всего лишь ищет логическое ошибки при построении модели, такие, например, как отсутствие связей между процессами, назначение ответственным за процесс должности, которая не выполняет в этом процессе ни единой функции и т.п. Наш анализ не способен дать ответ на вопрос «как лучше построить процесс», «как оптимально сформировать отдел», «как часто контролировать показатель». Никто не пытался забрать работу у грамотных консультантов, ваш опыт всё ещё очень ценен и полезен для клиентов, внедряющих наш программный продукт.

4. Вы демпингуете на рынке, соответственно ваши услуги низкого уровня.

Во-первых, я совершенно не понимаю обвинений в демпинге, поскольку на рынке представлено всего 2-3 системы подобного рода и разница в цене даже между ними достаточно существенная. Да, у нас самая дешёвая стоимость лицензии, но это объясняется именно выбранной моделью продаж. Мы не тратим огромные бюджеты на рекламу, не участвуем в дорогостоящих мероприятиях и продаём коробочную версию продукта, не требующую дополнительных настроек и адаптации. Мне кажется стоимость лицензии нашего продукта вполне обоснованная.

Во-вторых, связь между стоимостью лицензии и качеством продукта вообще сомнительна. Я бы сказал, что наоборот, за счёт того количества пользователей, которые покупают и используют нашу программу, все «баги» оперативно находятся и устраняются.

5. Вас никто не знает, вы новички на рынке. Фирма-однодневка.

Это самое абсурдное обвинение, которое легко опровергается. К счастью, мне приходилось его слышать не часто и только из уст совсем уж непрофессиональных консультантов, у которых других аргументов против нас не было. Мы работаем на рынке с 2007 года (это легко проверить как информации о регистрации домена, так и истории изменения сайта).

Каждый месяц в одном только Яндексе нашу программу ищут около 500 человек, поэтому если кто-то о нас не знает, то только лишь потому, что не интересовался программами для моделирования бизнес-процессов.

Скорее всего, такое мнение может возникнуть только у тех консультантов, которые не пользуются Интернетом, а узнают о программных продуктах из листовок и специализированных мероприятий, в которых мы не участвуем по описанным выше причинам.

На данный момент у нас более 1500 заказчиков, я, конечно, не могу с уверенностью утверждать, что наша программа самая популярная на рынке, так как у меня просто нет документальных данных, чтобы это подтвердить, но мы однозначно в числе самых покупаемых систем-бизнес-моделирования.

Заключение

Я думаю, что большинство претензий к нашей программе со стороны консультантов и бизнес-аналитиков возникают из-за недопонимания. Они оценивают продукт не со стороны владельца бизнеса или руководителя, а с точки зрения применения своих ранее полученных знаний. По моим наблюдениям, многие бизнес-аналитики, которые уже освоили какой-то определённый инструмент, методику или нотацию, очень неохотно и скептически настроены по отношению к чему-то новому.

Ещё у некоторых консультантов возникает страх, связанный с тем, что за внедрение такого простого и понятного программного продукта, заказчик не заплатит много денег. С моей точки зрения – это напрасные опасения, заказчику нужны не запутанные схемы и долгое обучение моделированию кубиков и стрелочек, а ваш реальный опыт и умения, которые способны сэкономить массу времени и помочь избежать типичных ошибок при построении модели.

Почему некоторые бизнес-аналитики не любят нашу программу: 3 комментария

  1. Игорь говорит:

    Все верно, Дмитрий! Как собственник и руководитель бизнеса я перебрал практически все системы бизнес-моделирования и остановил свой выбор именно на FoxManager. Простота освоения, функциональность и адекватная цена в совокупности перевесили все прочие системы. Использую программу почти год и очень доволен!

  2. Алексей Тихонов говорит:

    Я хоть и не владелец бизнеса, но тоже сделал выбор в пользу Fox-Manager после детального сравнения с аналогами. Удивлен, что оказывается бизнес-аналитикам может не нравится простота программы.

  3. Дмитрий Петров говорит:

    Спасибо всем за отзывы! Действительно, с руководством компании обычно намного проще найти общий язык чем с бизнес-аналитиком. Помимо описанных в статье причин, есть ещё один нюанс. Бизнес-аналитики уже проходили где-то обучение и у них уже есть своё собственное представление о том, как именно необходимо строить бизнес-модель. Кто-то учился рисовать в IDEF0, кто-то не признаёт ничего кроме BPMN, кому-то сказали строить модель «как есть», кто-то уверен, что нужно сразу «как должно быть». Были и такие, которые отказывались пользоваться программой, потому что у нас стрелочки не скругляются, как в MS Visio. Была также коллега, которая заявила, что ей хватит возможностей нотации BPMN ещё минимум на 30 лет, поэтому она даже не имеет желания скачивать нашу программу и на неё смотреть.

    И большая проблема в том, что эти люди уже не желают учить что-то новое, у них даже не хватает терпения дослушать презентацию. Сложные модели и запутанные схемы – это один из способов показать свою значимость и незаменимость на предприятии, поэтому все упрощения воспринимаются ими крайне негативно.

    Конечно, далеко не все бизнес-аналитики такие, я не хочу никого обидеть. Мы со многими успешно сотрудничаем, и они помогают сделать нашу программу лучше своими предложениями и пожеланиями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>